Вступление Вызывает недоумение то количество мифов, и небылиц которые придумали себе разработчики, о подписании лицензионных договоров.
Даже вполне опытные и успешные разработчики, не редко совершают простейшие ошибки при подписании соглашений, и верят в распространенные небылицы.
Эта статья поможет вам разобраться в сложной теме соотношения права и игростроя, а также избежать наиболее распространенных ошибок.
Если Вы не понимаете что такое интеллектуальная собственность, имущественные права, и лицензионный договор – Вам следует прочесть предыдущую статью «Часто задаваемые вопросы по Авторскому праву», которую можно найти здесь:
http://www.gamedev.ru/community/pnligd/
Начнем.
О видах договоров и их подписании
Распоряжение имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности осуществляется с помощью четырех основных видов договоров (US CL Chp.2):
- договор на передачу исключительных прав (ст.1234 ГК РФ; ст.1113 ЦК);
- лицензионный договор на исключительные права (ст.1235 ГК РФ; ст.1109 ЦК);
- лицензионный договор на неисключительные права (ст. 1236 ГК РФ; ст.1109 ЦК).
- договор на создание Авторского произведения (ст. ;ст.112 ЦК)
Коротко рассмотрим Их по порядку.
За первым договором Вы передаете все свои имущественные права Издателю. После подписания договора Вы теряете возможность продавать или вообще что-либо делать с Вашим произведением – Оно не Ваше.
Лицензионный договор на передачу исключительных прав предполагает выдачу ряда имущественных прав Издателю, в определенных рамках. Иллюстрацией можно привести условие о распространении программы на DVD, в странах СНГ. Вы, как бы, даете свои права в аренду, на определенный срок, без права самому использовать эти права и передавать их кому либо еще.
Если Вы передали этим договором право на распространение игры в СНГ, то Вы все еще можете продать кому другому право на распространение игры в ЕС… Важно помнить что через определенной срок Ваши права снова к Вам вернуться (если в договоре не указан срок, то через 5 лет после подписания). ! – За первым договором назад уже ничего не возвращается.
Лицензионный договор на передачу неисключительных прав. Похож на предыдущий, только без условия о исключительности – Вы можете передать права в странах СНГ, нескольким издателям. Такой вид договоров составляет основу для работы с онлайн порталами, когда одну игру размещают на разных сайтах.
Последний, но не менее распространенный, договор о заказе Авторского произведения – Он составляется тогда, когда самого произведения еще нет. Например Вы создали демку игры и Вам еще год до полноценного продукта, но Издатель уже заинтересован в Вашей игре; итог - подписывается соглашение, за которым в определенный срок Вы обязуетесь завершить игру. Этот договор может содержать как элементы лицензионного, так и договора на передачу исключительных прав. Кроме того, он обычно включает в себя ряд штрафных условий, в случае если проект создается с опозданием, потому при заключении этого вида договоров помощь юриста особенно нужна – здесь рисков больше.
Надеюсь, Вы понимаете, что не всегда встречаются договора в чистом виде, потому не стоит удивляться гибридам, важно внимательно перечитывать такие соглашения, а еще лучше – приглашать юриста, поскольку именно в гибридных договорах встречается наибольшее количество уловок.
Пару слов про подписание договора.
Распоряжения имущественными правами на объекты ИС, возможно только при подписании договора. Устные договора не действительны! Интернет переписка не считается письменным подписанием – помните это.
Современные технологии позволяют подписывать и обсуждать договора, даже не встречаясь с будущим компаньоном. Можно, конечно, подписывать договор по старинке – приехав в офис к Издателю. У этого способа есть свои плюсы, но один минус, важный для многих разработчиков – цена.
Второй популярный способ подписания – обмен факсимильными подписями. Но не у всех есть доступ к факсу.
Потому распространен и еще один вариант: распечатка договора Автором, последующее подписание, и отправка по почте Издателю, который также его подписывает, отправляя один экземпляр назад Автору. Это чуть дольше, но применимо для любого Автора.
Существует также подписание договоров в электронной форме, посредством прикрепления к тексту договора специального ключа идентификации, полученного в сервисном центре. Но эта тема пока только начала развиваться и в ней существует много не решенных моментов.
При выборе способа стоит подумать о том, какой наиболее оптимален для Вас – появление в офисе издателя лично, не всегда лучшая идея.
Теперь поговорим о мифах, распространенных среди разработчиков ПО и компьютерных игр.